Большое Северное Путешествие (#13)

Сегодня выдался свободный день, смешно, но хожу в гараж-мастерскую как на работу. С одной стороны хорошо, стал много лучше разбираться в автомобилях, особенно в Logan-нах, а с другой не очень – нет времени дальше осмотреть город. Чтож, тут либо, либо… но пока затишье в делах механических, жду высланные из Москвы детали, давайте перейдем к делам культурно-образовывательным.

Уже писал ранее, что Кандалакша узловой город. Считайте, что это главные транспортные ворота на Кольский полуостров.

Раньше здесь разгружались суда, везшие груз в Мурманск, т.к. доставка грузов по железной дороге была намного выгодней. Здесь работал КАЗ (Кандалакшский алюминиевый завод), опытный машиностроительный завод и авторемонтный завод. Последний, считался лучшим в СССР. Говорят, сюда возили на ремонт агрегаты из Владивостока и зарубежья.

Увы, с приходом лихих 90-х, все, что можно было разворовали, а оставшееся оставили разваливаться и гнить. Некогда активно функционирующий порт, теперь работает от долгов к долгам, состояние оборудования плачевное и улучшений пока не предвидится…

С другой стороны, географическое положение города не изменилось, он по прежнему расположен там, где был основан. На сегодняшний день самыми развитыми предприятиями здесь считаются КАЗ, сохранивший свои мощности и продолжающий функционировать, а также все железнодорожное хозяйство. Если Нива-3 считается районом металлургов, то центральную часть Кандалакши можно смело назвать районом железнодорожников.

Помимо основного путевого хозяйства, где круглосуточно копошится парочка тепловозов, собирающих составы и выполняющих другие насущные задачи, здесь есть два локомотивных депо, заправочная станция для тепловозов и вагонное депо.

Каждый день, проходя по мосту через железнодорожные пути, вижу малое локомотивное депо. Слева от которого тупики-отстойники, вагоны, попавшие сюда, уже не скоро выйдут на линию. А справа, вдали виднеется заправка для тепловозов и вагонное депо.

Здесь локомотивы заправляют дизельным топливом, маслами, песком, водой (или охлаждающей жидкостью).

Песок, его фильтруют, обрабатывают и используют для заправки локомотивов.

При необходимости, ремонт осуществляется по соседству, в малом локомотивном депо, а здесь тепловозы дожидаются своей смены…

Видели надпись «Вагонное депо», на предыдущих фотографиях? Вот туда сейчас и отправимся…

В вагонном депо осуществляется ремонт подвижного состава. Здесь разбирают и собирают вагоны всех мастей и типов. Вагон диагностируют на предмет повреждений, в случае с обычными полувагонами все на виду, но вот с холодильниками и цистернами приходится возиться.

По соседству с вагоносборочным цехом распложен тележный и колесный цеха. Здесь они явно не разделены, но понять, где какой не сложно.

Тележки чистят, проверяют, при необходимости что-то меняют.

С колесами немного сложнее…

Сначала колесные пары проходят предварительную подготовку, с них снимают буксы. Делается это на специальном конвейере, где все дополнительные элементы снимаются в несколько этапов. Самое смешное, что все компьютеризированное оборудование сюда либо не дошло, либо лежит на складе… а конвейер, построенный на нескольких реле, работает как и в далеких 60-х годах.

После разборки колеса отправляются на обточку. Краном их грузят на огромные токарные станки, где с поверхности качения снимается необходимое количество стружки.

Далее колесная пара попадает на диагностику. Здесь ее проверяют на наличие скрытых повреждений и микротрещин.

В конечном счете, после проведения всех работ по регламенту, колесные пары отправляются в сборочный цех, где их устанавливают на тележки.

Вагоны ремонтируют, где-то сваркой, а иногда надо и посерьезней… для этого в депо есть своя кузня. Тут и механические молоты и ручной труд…

В вагонном депо Кандалакши ремонтируют и вагоны, работающие в Апатитах, здесь их чистят и приводят в надлежащий вид. Был период, когда глупые люди очищенную породу растаскивали по огородам в качестве удобрений… хлоп и на огороде ничего не растет. 🙂

Часть цехов вагонного депо арендует «Трансиб», который занимается здесь тем же, чем и все остальные.

Все депо в Кандалакше обслуживают большой участок пути Октябрьской железной дороги Мурманского направления. Локомотивы из Кандалакши сейчас доезжают до Петрозаводска на юг и до Апатитов на север.